|
Краткосрочный проект по формированию нравственно-патриотических чувств
Проект по формированию патриотических чувств «Защитники Земли русской» (средний дошкольный возраст, краткосрочный, творческий)
«Человеку никак нельзя жить без Родины,
как нельзя жить без сердца»
К.Паустовский
Тип проекта: творческий, краткосрочный.
Актуальность:
Издавна любовь к родине и чувство патриотизма являются главной определяющей чертой национального характера. К сожалению, в последнее время традиции патриотического сознания и воспитания весьма ослабели. Теперь служба в рядах Российской армии не является приоритетной.
В связи с этим становится очевидна неотложность решения проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста. К сожалению, в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и, зачастую, вызывают лишь недоумение. Поэтому актуальность проблемы воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста очевидна.
Гипотеза:
Воспитать патриота своей Родины, принимающего близко к сердцу ее интересы и заботы, можно, если воспитывать патриотические чувства у дошкольников, совместно с родителями, через синтез искусств (музыка, изобразительная деятельность, художественная литература).
Цель проекта: способствовать формированию у детей патриотических чувств к Родине, воинам, ее защищающим.
Задачи проекта:
- расширить знания о Российской Армии, родах войск, военной технике;
- развивать творческие способности детей и умение отражать свои знания, впечатления, мысли и чувства в играх, изодеятельности, пении, чтении стихотворений, составлении собственных рассказов;
- развивать и обогащать речь детей, пополнять пассивный словарный запас;
- воспитывать у детей чувство патриотизма, любви к Родине, уважения к российскому воину, его силе и смелости;
- проводить работу с родителями, привлекая их к патриотическому воспитанию детей в семье.
Этапы реализации проекта:
Этап 1 – подготовительный;
Этап 2 – основной;
Этап 3 – заключительный.
Продолжительность проекта: две недели (с 17 по 28 февраля).
Участники проекта: дети, родители воспитанников, педагоги детского сада.
Ожидаемый результат:
- формирование у детей чувства любви к Родине, уважения к защитникам Отечества;
- повышение у детей уровня знаний о Российской Армии;
- развитие способности детей отражать свои знания, впечатления, мысли и чувства в играх, изобразительной деятельности, пении, чтении стихотворений, составлении собственных рассказов;
- повышение заинтересованности родителей в формировании чувства патриотизма у детей.
Реализация проекта
Подготовительный этап:
1. Составление перспективного плана работы по проведению проекта.
2. Подбор литературы, фотографий, иллюстраций, стихотворений, рассказов, загадок.
3. Создание в группе соответствующей предметно-развивающей среды.
4. Привлечение родителей для оказания разнообразной помощи педагогам.
Основной этап
Познавательно-речевая деятельность:
Мероприятие |
Задачи |
Материал |
Занятие «Защитники Отечества», аппликация «Танк» |
- Воспитание уважения, любви и благодарности к людям, защищающим Родину от врагов.
- Обогащение речи признаками предметов, синонимами. |
Изображения представителей различных родов войск России и военной техники, игрушки или изображения танка, самолета, вертолета, парашюта, кавалериста с шашкой, воина в кольчуге с щитом и булавой на коне, воина-казака, собаки, корабля, бескозырки, шлема.
Предметные картинки воинов различных родов войск России.
Презентация «Вооруженные силы – защитники Отечества». |
Занятие
«Мое Отечество – Россия» |
- Воспитание любви к родной стране, гордости за нее, бережного отношения к ней.
- Развитие долговременной памяти и мышления. |
Репродукции картин русских художников: В.М. Васнецов «Три богатыря», из цикла «Осень», «Весна». Записи песен о Родине («Катюша»). Презентация «Моя Родина – Россия». |
Беседа «Памятники героям, защищающим Родной край» |
- Развивать познавательную активность.
- Формировать эмоциональное восприятие мужчины – защитника Отечества. |
Рассматривание альбома скульптурных сооружений, посвященных героям-защитникам (памятники летчикам-авиаторам, Неизвестному солдату, «вечный» огонь и др.).
Пояснительная информация к ним. |
Игра «Русь, Россия, Родина моя» |
- Закрепить знания детей о нашей стране и родном городе.
- Систематизировать знания о символике государства и разновидностях войск. |
Книги, картины, открытки, российский флаг, герб. Папка «Настоящее и прошлое».
Музыкальные произведения патриотического характера (гимн). |
«Путешествие по реке времени» (рассматривание иллюстраций, чтение книг об армии, гусарах, богатырях) |
- Пополнять знания об армии.
- Поддерживать активный интерес к книге, развивать умение эмоционально откликаться на прочитанное.
- Развивать творческие способности детей, подталкивать к сочинительству. |
Карта-путешествие «Река времени», иллюстрирующая российскую историю. Выставка книг «Маленькие книги о войне»:
- «Богатыри земли русской»;
- «Слава герою-бойцу»;
- А.М. Митяев «Почему армия всем родная»;
- Л. Кассиль «Твои защитники»;
- Ю. Яковлев «Семеро солдатиков»;
- М.Ю. Лермонтов «Бородино»;
- Ю. Коваль «Алый» и другие. |
«Мужчиной быть – Родине служить» (заучивание пословиц и поговорок о силе, мужестве и отваге русских воинов, боевой жизни солдат) |
- Вызвать интерес к мудрости русского народа, помочь понять или самому объяснить значение некоторых из них.
- Познакомить с пословицами великого русского полководца А.В. Суворова, фольклором военных лет нашего времени. |
Фотография А.В. Суворова, его пословицы: «Славу свою добывай в бою», «Один в поле не воин», «Кто храбр и стоек, тот десятерых стоит», «Тяжело в учении – легко в бою», «Друг за друга стой и выиграешь бой».
|
Игровая деятельность:
Сюжетно-ролевые игры |
«Мы военные», «Разведчики», «Скорая помощь». |
- Развивать умение самостоятельно договариваться об общем игровом замысле, создавать игровую обстановку с учетом темы и воображаемой ситуации.
- Воспитывать положительные черты характера, учить взаимопомощи. |
Создание развивающей среды, побуждающей к игре на военную тематику: игрушки военной техники, солдатики, бинокль, штурвал, обмундирование (пилотки, бескозырки, фуражки, карта, флажки и т.д.). |
Игры с конструированием |
«Военная техника», «Военный полигон» |
- Развивать умение применять полученные знания при создании разнообразных построек военной техники.
- Учить придавать формам устойчивость. |
Схемы построек, фотографии, модели. |
Театрализованные игры |
«Как Степашка в армию собирался», «Все мы моряки»,
«Справедливый папа» |
- Формировать сознание необходимости защищать Отечество.
- Учить отображать положительные черты характера. |
Кукольный театр, герои «Спокойной ночи малыши», костюм Степашки в военной форме с фуражкой. |
Дидактические игры |
«Один – много»,
«Кто служит в армии?»,
«Солдат какой?»,
«Что делают?»,
«Кому что нужно?»,
«Четвертый лишний»,
«Какое слово не подходит?»,
«Сосчитай до пяти»,
«Объясни словечко»,
«Угадай форму солдата»,
«Найди отличия»,
«Найди ошибки художника».
Игры-головоломки, лабиринты, игры на смекалку. |
- Учить сознательно принимать игровую задачу.
- Активизировать словарь (прилагательные, глаголы).
- Учить согласовывать существительные в роде, числе и падеже.
- Учить образовывать относительные прилагательные.
- Развивать логическое мышление и сообразительность. |
Настольные игры, иллюстрации, открытки, лабиринты, игры на смекалку.
Игры-головоломки «Геоконт», «Волшебный квадрат», «Колумбово яйцо», «Сложи узор», «Занимай-ка».
Презентация «Защитники Отечества» (дидактическая игра «Четвертый лишний»). |
Пальчиковые игры |
«Бойцы-молодцы», «Дружные пальчики», «Я самый сильный» (с эспандером), «Танкист», «Парашютист».
«Бумажные бои», «Сверни из проволоки силуэт», «Намотай на катушку или на палец». |
- Развивать мелкую моторику, силу рук.
- Учить умению с помощью рук, жестов и телодвижений изображать военных, не включая «словесный» поток.
- Учить скатывать руками шарики из бумаги, бросать в цель, укреплять силу пальцев рук. |
Эспандеры, бумага для скатывания в шарики, проволока, клубки ниток. |
Психогимнастика |
«Разведчики», «Замри!». |
- Развивать наблюдательность.
- Учить преодолевать двигательный автоматизм. |
Магнитофон, аудиозапись музыки различного характера. |
Релаксация |
«Замри-отомри», «Капитан и корабль»,
«Шторм – штиль»,
«Плаваем на облаках». |
- Развивать умение напрягаться и расслабляться. |
Музыка для релаксации «Плаваем на облаках». |
Тренинги |
«Контакты с незнакомыми людьми», «Нарисуй, чего ты боишься». |
- Учить вести себя с незнакомыми людьми на улице.
- Учить справляться со своими страхами. |
Иллюстрации различных ситуаций, демонстрационный материал «Как себя вести с незнакомцем», листы бумаги, карандаши или фломастеры. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Работа с родителями
Мероприятие |
Задачи |
Акция «Семейный досуг без телевизора» (совместные поделки на военную тематику ребенка с родителями) |
- Объединить родителей и детей на коллективной забаве.
- Привлечь пап к играм с детьми.
- Дать почувствовать детям и родителям теплоту, заботу и важность каждой минуты проведённой с ребёнком.
- Формировать сплочённость семей группы. |
«20 веселых игр в выходные и праздничные дни».
Рекомендации в родительский уголок |
- Способствовать общему просвещению родителей.
- Знакомить с играми в выходные и праздничные дни. |
Выставка детского творчества «Военная техника» |
- Показать результаты детского творчества.
- Доставить радость детям. |
Заключительный этап
Мероприятие спортивной направленности, посвященное Дню защитников Отечества «Защитники земли русской» |
- Способствовать формированию благоприятного микроклимата в коллективе детей и родителей. |
Изготовление открыток«23 февраля» |
|
Презентация «Защитники Отечества» |
|
Выводы:
В ходе реализации проекта достигнута главная цель: родители вовлечены в активную деятельность по формированию у детей патриотических чувств, повысилась их заинтересованность в развитии чувства патриотизма в семье; у детей расширилось представление о Российской Армии, появилось желание подражать военным, быть такими же смелыми, отважными, сильными и благородными.
Проект способствовал формированию активной нравственной позиции по отношению к Российской Армии как у воспитанников, так и у взрослых. В целях выявления осведомленности родителей о патриотическом воспитании, необходимости его формирования в детях было проведен опрос среди родителей. По результатам проведенной работы выяснили, что родители считают патриотическое воспитание достаточно актуальным.
Перспектива:
Создать условия для ознакомления детей с героическим подвигом русского народа в Великой Отечественной войне; сформировать у детей знания о Великой Отечественной войне через различные виды деятельности. Познакомить детей с событиями ВОВ, формировать знания о людях военных профессий на основе ярких представлений, конкретных исторических фактов, доступных детям и вызывающих у них эмоциональные переживания; формировать толерантность, уважение к защитникам Родины, чувство гордости за свой народ.
13 марта 2016 в 10:38
|