Мельникова Татьяна Андреевна

Краткосрочный проект по формированию нравственно-патриотических чувств

Проект по формированию патриотических чувств «Защитники Земли русской» (средний дошкольный возраст, краткосрочный, творческий)

 «Человеку никак нельзя жить без Родины,

как нельзя жить без сердца»

К.Паустовский

Тип проекта: творческий, краткосрочный.

Актуальность:

Издавна любовь к родине и чувство патриотизма являются главной определяющей чертой национального характера. К сожалению, в последнее время традиции патриотического сознания и воспитания весьма ослабели. Теперь служба в рядах Российской армии не является приоритетной.

В связи с этим становится очевидна неотложность решения проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста. К сожалению, в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и, зачастую, вызывают лишь недоумение. Поэтому актуальность проблемы воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста очевидна.

Гипотеза:

Воспитать патриота своей Родины, принимающего близко к сердцу ее интересы и заботы, можно, если воспитывать патриотические чувства у дошкольников, совместно с родителями, через синтез искусств (музыка, изобразительная деятельность, художественная литература).

Цель проекта: способствовать формированию у детей патриотических чувств к Родине, воинам, ее защищающим.

Задачи проекта:

- расширить знания о Российской Армии, родах войск, военной технике;

- развивать творческие способности детей и умение отражать свои знания, впечатления, мысли и чувства в играх, изодеятельности, пении, чтении стихотворений, составлении собственных рассказов;

- развивать и обогащать речь детей, пополнять пассивный словарный запас;

- воспитывать у детей чувство патриотизма, любви к Родине, уважения к российскому воину, его силе и смелости;

- проводить работу с родителями, привлекая их к патриотическому воспитанию детей в семье.

Этапы реализации проекта:

Этап 1 – подготовительный;

Этап 2 – основной;

Этап 3 – заключительный.

Продолжительность проекта: две недели (с 17 по 28 февраля).

Участники проекта: дети, родители воспитанников, педагоги детского сада.

Ожидаемый результат:

- формирование у детей чувства любви к Родине, уважения к защитникам Отечества;

- повышение у детей уровня знаний о Российской Армии;

- развитие способности детей отражать свои знания, впечатления, мысли и чувства в играх, изобразительной деятельности, пении, чтении стихотворений, составлении собственных рассказов;

- повышение заинтересованности родителей в формировании чувства патриотизма у детей.

Реализация проекта

Подготовительный этап:

1. Составление перспективного плана работы по проведению проекта.

2. Подбор литературы, фотографий, иллюстраций, стихотворений, рассказов, загадок.

3. Создание в группе соответствующей предметно-развивающей среды.

4. Привлечение родителей для оказания разнообразной помощи педагогам.

Основной этап

Познавательно-речевая деятельность:

Мероприятие

Задачи

Материал

 Занятие «Защитники Отечества», аппликация «Танк»

- Воспитание уважения, любви и благодарности к людям, защищающим Родину от врагов.

- Обогащение речи признаками предметов, синонимами.

Изображения представителей различных родов войск России и военной техники, игрушки или изображения танка, самолета, вертолета, парашюта, кавалериста с шашкой, воина в кольчуге с щитом и булавой на коне, воина-казака, собаки, корабля, бескозырки, шлема.

Предметные картинки воинов различных родов войск России.

Презентация «Вооруженные силы – защитники Отечества».

Занятие

«Мое Отечество – Россия»

- Воспитание любви к родной стране, гордости за нее, бережного отношения к ней.

- Развитие долговременной памяти и мышления.

Репродукции картин русских художников: В.М. Васнецов «Три богатыря», из цикла «Осень», «Весна». Записи песен о Родине («Катюша»). Презентация «Моя Родина – Россия».

Беседа «Памятники героям, защищающим Родной край»

- Развивать познавательную активность.

- Формировать эмоциональное восприятие мужчины – защитника Отечества.

Рассматривание альбома скульптурных сооружений, посвященных героям-защитникам (памятники летчикам-авиаторам, Неизвестному солдату, «вечный» огонь и др.).

Пояснительная информация к ним.

Игра «Русь, Россия, Родина моя»

- Закрепить знания детей о нашей стране и родном городе.

- Систематизировать знания о символике государства и разновидностях войск.

Книги, картины, открытки, российский флаг, герб. Папка «Настоящее и прошлое».

Музыкальные произведения патриотического характера (гимн).

«Путешествие по реке времени» (рассматривание иллюстраций, чтение книг об армии, гусарах, богатырях)

- Пополнять знания об армии.

- Поддерживать активный интерес к книге, развивать умение эмоционально откликаться на прочитанное.

- Развивать творческие способности детей, подталкивать к сочинительству.

Карта-путешествие «Река времени», иллюстрирующая российскую историю. Выставка книг «Маленькие книги о войне»:

- «Богатыри земли русской»;

- «Слава герою-бойцу»;

- А.М. Митяев «Почему армия всем родная»;

- Л. Кассиль «Твои защитники»;

- Ю. Яковлев «Семеро солдатиков»;

- М.Ю. Лермонтов «Бородино»;

- Ю. Коваль «Алый» и другие.

«Мужчиной быть – Родине служить» (заучивание пословиц и поговорок о силе, мужестве и отваге русских воинов, боевой жизни солдат)

- Вызвать интерес к мудрости русского народа, помочь понять или самому объяснить значение некоторых из них.

- Познакомить с пословицами великого русского полководца А.В. Суворова, фольклором военных лет нашего времени.

Фотография А.В. Суворова, его пословицы: «Славу свою добывай в бою», «Один в поле не воин», «Кто храбр и стоек, тот десятерых стоит», «Тяжело в учении – легко в бою», «Друг за друга стой и выиграешь бой».

 

Игровая деятельность:

Сюжетно-ролевые игры

«Мы военные», «Разведчики», «Скорая помощь».

- Развивать умение самостоятельно договариваться об общем игровом замысле, создавать игровую обстановку с учетом темы и воображаемой ситуации.

- Воспитывать положительные черты характера, учить взаимопомощи.

Создание развивающей среды, побуждающей к игре на военную тематику: игрушки военной техники, солдатики, бинокль, штурвал, обмундирование (пилотки, бескозырки, фуражки, карта, флажки и т.д.).

Игры с конструированием

«Военная техника», «Военный полигон»

- Развивать умение применять полученные знания при создании разнообразных построек военной техники.

- Учить придавать формам устойчивость.

Схемы построек, фотографии, модели.

Театрализованные игры

«Как Степашка в армию собирался», «Все мы моряки»,

«Справедливый папа»

- Формировать сознание необходимости защищать Отечество.

- Учить отображать положительные черты характера.

Кукольный театр, герои «Спокойной ночи малыши», костюм Степашки в военной форме с фуражкой.

Дидактические игры

 «Один – много»,

«Кто служит в армии?»,

«Солдат какой?»,

«Что делают?»,

«Кому что нужно?»,

«Четвертый лишний»,

«Какое слово не подходит?»,

«Сосчитай до пяти»,

«Объясни словечко»,

«Угадай форму солдата»,

«Найди отличия»,

«Найди ошибки художника».

Игры-головоломки, лабиринты, игры на смекалку.

- Учить сознательно принимать игровую задачу.

- Активизировать словарь (прилагательные, глаголы).

- Учить согласовывать существительные в роде, числе и падеже.

- Учить образовывать относительные прилагательные.

- Развивать логическое мышление и сообразительность.

Настольные игры, иллюстрации, открытки, лабиринты, игры на смекалку.

Игры-головоломки «Геоконт», «Волшебный квадрат», «Колумбово яйцо», «Сложи узор», «Занимай-ка».

Презентация «Защитники Отечества» (дидактическая игра «Четвертый лишний»).

Пальчиковые игры

«Бойцы-молодцы», «Дружные пальчики», «Я самый сильный» (с эспандером), «Танкист», «Парашютист».

«Бумажные бои», «Сверни из проволоки силуэт», «Намотай на катушку или на палец».

- Развивать мелкую моторику, силу рук.

- Учить умению с помощью рук, жестов и телодвижений изображать военных, не включая «словесный» поток.

- Учить скатывать руками шарики из бумаги, бросать в цель, укреплять силу пальцев рук.

Эспандеры, бумага для скатывания в шарики, проволока, клубки ниток.

Психогимнастика

«Разведчики», «Замри!».

- Развивать наблюдательность.

- Учить преодолевать двигательный автоматизм.

Магнитофон, аудиозапись музыки различного характера.

Релаксация

«Замри-отомри», «Капитан и корабль»,

«Шторм – штиль»,

«Плаваем на облаках».

- Развивать умение напрягаться и расслабляться.

Музыка для релаксации «Плаваем на облаках».

Тренинги

«Контакты с незнакомыми людьми», «Нарисуй, чего ты боишься».

- Учить вести себя с незнакомыми людьми на улице.

- Учить справляться со своими страхами.

Иллюстрации различных ситуаций, демонстрационный материал «Как себя вести с незнакомцем», листы бумаги, карандаши или фломастеры.

Работа с родителями

Мероприятие

Задачи

Акция «Семейный досуг без телевизора» (совместные поделки на военную тематику ребенка с родителями)

- Объединить родителей и детей на коллективной забаве.

- Привлечь пап к играм с детьми.

- Дать почувствовать детям и родителям теплоту, заботу и важность каждой минуты проведённой с ребёнком.

- Формировать сплочённость семей группы.

«20 веселых игр в выходные и праздничные дни».

Рекомендации в родительский уголок

- Способствовать общему просвещению родителей.

- Знакомить с играми в выходные и праздничные дни.

Выставка детского творчества «Военная техника»

- Показать результаты детского творчества.

- Доставить радость детям.

Заключительный этап

Мероприятие спортивной направленности, посвященное Дню защитников Отечества «Защитники земли русской»

- Способствовать формированию благоприятного микроклимата в коллективе детей и родителей.

Изготовление открыток«23 февраля»

Презентация  «Защитники Отечества»

 

 

Выводы:

В ходе реализации проекта достигнута главная цель: родители вовлечены в активную деятельность по формированию у детей патриотических чувств, повысилась их заинтересованность в развитии чувства патриотизма в семье; у детей расширилось представление о Российской Армии, появилось желание подражать военным, быть такими же смелыми, отважными, сильными и благородными.

Проект способствовал формированию активной нравственной позиции по отношению к Российской Армии как у воспитанников, так и у взрослых. В целях выявления осведомленности родителей о патриотическом воспитании, необходимости его формирования в детях было проведен опрос среди родителей. По результатам проведенной работы выяснили, что родители считают патриотическое воспитание достаточно актуальным.

Перспектива:

Создать условия для ознакомления детей с героическим подвигом русского народа в Великой Отечественной войне; сформировать у детей знания о Великой Отечественной войне через различные виды деятельности. Познакомить детей с событиями ВОВ, формировать знания о людях военных профессий на основе ярких представлений, конкретных исторических фактов, доступных детям и вызывающих у них эмоциональные переживания; формировать толерантность, уважение к защитникам Родины, чувство гордости за свой народ.

13 марта 2016 в 10:38

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.